Чувство юмора – можно ли его воспитать?

Серьезным родителям рекомендуют почаще превращаться в несерьезных

О том, что первоапрельский праздник во всем мире называют «Днем смеха» – мой семилетний племянник сумел прочитать сам в Википедии. А вот объяснить, почему чувство юмора присуще далеко не всем – оказалось гораздо сложнее. Говорят, что по шуткам людей можно определить – есть ли у них проблемы. Мол, именно поэтому нужно как можно раньше помочь ребенку найти в себе ту самую «кнопку смеха». Тем более, что доктора давно подметили: если ты шутишь – значит, ты здоров!

Знатоки утверждают: юмор – это серьезно, ведь именно от него произошел оптимизм. А врачи и психологи говорят, что «привить» юмор можно, ведь это чувство приходит к человеку подобно любви к природе, музыке или книгам: кто-то жить без них не может, а кому-то нет до них никакого дела. Но, согласитесь, что в музыкальной семье трудно не запеть. Также и жизнь в атмосфере шуток: если малыш растет в семье, где смех звучит часто, то он обязательно научится воспринимать хороший юмор и наслаждаться им.

Правда, шутка шутке рознь. Если в семье принят особый, жестковатый тип юмора – такой, как «троллинг», то ребенок, скорее всего не только воспримет его, но и станет применять подобный тип общения среди своих товарищей. Однако дети не всегда разделяют и понимают подобные манеры – скорее, они могут привести к проблемам. 

Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы в его юморе была разная эстетика: дома – одна, с мальчиками-ровесниками – другая, с девочками – третья, с учителями – четвертая. Объясните малышу, что шутки могут быть разными: в виде примитивных комиксов, карикатур, тонкого интеллектуального юмора, черного, жесткого и т.д. А еще есть классические детские рассказы Носова, Драгунского, стихи Остера, без которых даже трудно себе представить формирование человеческого ЧЮ. Не запрещайте ребенку – пусть он все это увидит и найдет применение широкому ассортименту.

Кроме того, необходимо дать понять маленькому человеку, что юмор без этики – это уже не юмор, и для смеха есть определенные границы. К примеру, запретом для шуток может быть физический недостаток (полнота, нескладная фигура, торчащие уши, кривые ноги, дефекты речи) или социальное положение.

Диагноз по шутке

Чувство юмора – это не просто развлечение. Как утверждают эксперты, это еще и показатель эмоционального и интеллектуального уровня развития. К примеру, английские психологи, протестировав «на юмор» 1300 подростков в течение полугода, сделали выводы об их уровне самооценки и даже констатировали наличие депрессии. Специалисты определили четыре типа юмора у испытуемых – агрессивный, аффилиативный, самоутверждающий и самоуничижительный.

Агрессивный юмор – своеобразный способ унизить другого (к примеру, подразнить), чтобы повысить собственную самооценку.

Аффилиативный тип юмора свойствен тем, кто стремится развлекать окружающих – шутить, рассказывая анекдоты или прикольные истории. Несмотря на разницу в подходах, оба этих стиля демонстрируют признаки здоровой психики, а также низкий уровень депрессии и одиночества.

Самоутверждающий юмор используют те, кто пытается скрыть стресс и прийти в себя  в сложной ситуации – к примеру, во время физической или психологической травмы. Такой тип юмора – своеобразная защита от истерики или «ступора».

А вот самоуничижительный юмор явно демонстрирует низкую самооценку или депрессию: унижая себя и подчеркивая собственные недостатки, ребенок пытается рассмешить других и даже получить их благосклонность. Таких подростков психологи относят к группе риска.

Любишь подурачиться? Значит, здоров!

Если вы – серьезный родитель, рекомендуем вам чаще превращаться в несерьезного Ведь, устраивая розыгрыши детям, стоя вместе с ними на голове, мяукая, бегая на четвереньках и отпуская шуточки про школьные «двойки», вы помогаете им обрести важные жизненные навыки. Это – не голословное утверждение, а выводы психологов Шеффилда. Ученые заметили, что в возрасте полутора лет ребенок уже способен понять: когда родитель искренне радуется вместе в ним, а когда – просто притворяется. И как раз полноценное участие в детских играх не только омолаживает самого родителя, но и развивает мозг малыша, открывая ему путь к обучению, развитию воображения и абстрактного мышления.

Алена Кульницкая, семейный психолог:
Очень многие сложные ситуации можно разрядить с помощью юмора, ведь шутки позволяют прийти в себя, сбросить эмоциональный груз. Увы, самыми распространенными реакциями на стресс обычно бывают чувство вины или агрессия. А ведь их вполне можно заменить хорошим анекдотом. К примеру, известно, что не стоит выяснять отношения между супругами в присутствии ребенка. Однако это касается только скандальных случаев. А если мама и папа переводят назревающий скандал в перебрасывание шутками, то и ребенок, наблюдая, сможет перенять подобный способ решения проблем. Потом ему будет гораздо проще адаптироваться не только среди одноклассников, но и завоевать расположение учителей.

Есть немало способов развития «техники» юмора у ребенка. Вы можете рассматривать с малышом сюжетные комиксы Бидструпа и обсуждать – что в них смешного. Можно придумывать смешные рифмы, рисовать комичные истории, лепить нереальных персонажей. С теми, кто постарше – сочинять анекдоты про свои страхи, к примеру, про темноту. «Знаешь, почему кошки видят в темноте? Потому что не достают до выключателя!»