«Не бойся!»

 Израильский психолог Натали Ваксман советует родителям убрать из своего лексикона одну из наипопулярнейших и часто употребляемых фраз – «Не бойся!». Речь не идет о том, чтобы грубейшим образом отключить в наших детях инстинкты самосохранения, нет. Речь только о том – насколько часто призыв «не бояться» мы произносим не в то время, не в том месте, и не с той интонацией.

Желание снизить тревожность и успокоить ребенка в неожиданно возникшей или неприятно сложившейся ситуации – правильно и похвально. Но форма его выражения, которую выбирают заботливые мамы и папы, часто оказывает обратное действие и может даже навредить. Почему? Например потому, что ваше чадо и не собиралось бояться, пока вы не сообщили, что причины для страха есть. То есть «подсказали» сами, на свою голову.

К тому же, мы и сами частенько забываем, что у любого происшествия есть много вариантов того, как именно в дальнейшем развернется его сюжет. Но вместо позитивного взгляда, подталкиваем малыша в сторону страха – «не бойся». И, вроде бы, произносим свою поддержку в форме отрицания, а все равно – направление указано, и оно в одну сторону – сторону боязни.  К тому же, как уже доказано многими умными и знающими людьми, отрицательную частицу «не» наш мозг не воспринимает. Эта частица не визуализируется в форме картинки, и поэтому – тут же выскальзывает из зоны нашего внимания.

К тому же, семейный психотерапевт Натали Ваксман считает, что «Фраза «не бойся» во многом сродни фразе «не чувствуй». А разве этого мы хотим от своих любимых детей?..»

Как научить ребенка спокойствию?

Картина спокойного, не панического отношения к жизни и ее событиям состоит из тысячи паззлов – радостей, опытов и набитых «шишек». Но первое и главное, что нужно понять всем родителям, это то, что (скорее всего) поначалу наше дитя будет смотреть на мир нашими глазами. Наше эмоциональное состояние и привычка реагировать на обстоятельства станут первой памяткой и инструкцией для подрастающих детей. Поэтому чем спокойнее и «трезвее» мы относимся к жизненным ситуациям, вызовам, свалившимся задачам и неожиданностям – тем спокойнее в похожих обстоятельствах будут вести себя наши сын или дочь. Начнем с себя. И тогда в детях отложится конструктивная мысль о том, что мир и окружающие его люди могут быть очень разными, но он (этот самый мир) совершенно не обязательно настроен враждебно по отношению к ним и их близким.