Календарь роста или Шпаргалка для родителей

Что наши дети должны уметь делать в пять, шесть и семь лет?

Все дети – разные, двух одинаковых не найти. И особенности роста – физического, интеллектуального, – у каждого ребенка – свои. Мы не являемся приверженцами раннего развития, однако хотим знать: существуют ли обязательные возрастные «вехи» и навыки для всей без исключения детворы? Что наши сын или дочь обязательно должны уметь в пять, шесть, семь лет, чтобы не пропустить время, когда нужно обратиться к специалистам? Слово – директору Института возрастной физиологии Российской академии образования, профессору Марьяне Безруких.

Четыре-пять лет. «Я – поэт. Зовусь Незнайка…»

Сколько слов в лексиконе вашего пятилетки? Не считали? Попробуйте. Со своей стороны подскажем, что к четырем-пяти годам словарный запас хорошо развитого ребенка достигает двух тысяч слов. Сама же речь к такому возрасту уже хорошо сформирована – проблем с произношением быть не должно. Если вам кажется, что ваш любимый отпрыск не может похвастать обильным и разнообразным лексиконом – записывайте в течение недели его детскую болтовню на диктофон. А потом расшифруйте эти записи, и составьте ваш личный словарик. Если цифра будет совсем не обнадеживающая – покажите ребенка специалистам. 

Хороший знак правильного речевого и психического развития в этом возрасте – попытка самостоятельно складывать незамысловатые стихи или строчки, первые опыты использования рифм. Если вы ни разу не отметили у своих детей таких «попыток к творчеству» – это может сигналить о том, что вашим детям не хватает общения с вами или сверстниками. Приоритет – играть с гаджетами, а не с живыми людьми, – часто приводит к задержкам в развитии речи. 

Приближаясь к пятилетнему рубежу, ваш малыш должен начать учиться планировать свои действия. Внимание у детей еще, по большей части, рассеянное, но они уже способны хорошо концентрироваться хотя бы на пятнадцать минут. Это – старт к периоду активного обучения. И самое лучшее время для того, чтобы начать подготовку детей к чтению и письму. Пусть пока это только палочки, кружочки и печатные символы. В этот период формируется память, а мышление и фантазия позволяют себе уже более произвольный размах. 

Что вызывает радость, детский восторг? А что, напротив, навевает невообразимую скуку? Ребенок четырех-пяти лет уже начинает различать и запоминать палитру своих эмоций. В это же время у них формируется просоциальное поведение. Дети прекрасно чувствуют, что контакты с добрыми и улыбчивыми людьми нравятся им гораздо больше, чем вынужденное общение с эмоционально неустойчивыми друзьями, или взрослыми, которые сердятся или готовы их наказать.

Пять-шесть лет. Эмоции рулят

Если к пяти-семи годам в речи ребенка остаются дефекты, исправлять их нужно как можно быстрее. Так как в этом возрасте речь уже должна быть сформирована. 

В организации деятельности также происходят важные перемены. Дайте сыну или дочке инструкцию, устную или письменную, – они вчитаются, задумаются, и будут учиться ее понимать и выполнять. К школе ребенок должен адекватно, без особого сопротивления, понимать и выполнять необходимые инструкции. 

В отличие от рассеянного внимания, которое синхронно раннему возрасту, пять-семь лет – период, когда активно формируется внимание избирательное. В этом возрасте развитый ребенок уже может определять форму предмета, материал, из которого он сделан (мягкий или твердый, круглый или квадратный). Это важное время для осознания тактильных действий – с кем можно обняться, а с кем лучше держать дистанцию. Что бы ни делал ребенок или окружающие его люди в это время, любое действие, окрашенное сильными эмоциями, будут запоминаться сильнее всех прочих. 

Шесть-семь лет. Добро пожаловать в общество!

В семь лет – мораль подавай! Иными словами, самое время сосредоточиться на «что такое – хорошо, и что такое – плохо». Начинается возраст адекватного приятия общепризнанных социальных норм. С физической стороны, к семи годам дитя не должно быть скованным в движениях. Обратите внимание – нет ли телесных зажимов, несуразных физических взмахов и движений или проблем с моторикой?

«Но главное, что должны знать все без исключения родители… Что до школы ребенок имеет полное право что-то не уметь и чего-то не знать. Это относится к чтению, письму и столь желанной для всех нас усидчивости. Как правило, именно этого мы настойчиво требуем от подрастающих мальчишек и девчонок. – отметила Марьяна Михайловна. – Всему свое время.»