Дети стали другими?..

Или в чем причина родительских неудач в вопросах воспитания?

«Мы хорошие родители, мы стараемся, но все идет не так, дети стали другими.» Эту фразу повторяют миллионы мам и пап России, Европы, Америки. И это правда: дети стали меньше удивляться, в них появилась пресыщенность, искушенность, они стали раньше «созревать» и уже не ощущают страха перед неприятностями. В них нет невинности и прежней наивности. Они не умеют и не хотят занимать себя простыми играми и испытывают скуку, если под рукой нет планшета. А что мы, родители?..

Мы с вами и не заметили, как тоже стали другими – будто бы менее естественными. Да, мы любим своих детей, но это мало помогает. Ожидая ребенка, будущая мама мечтает, как научит его этому и тому, а потом у нее почему-то нет ни сил, ни желания вести малыша по своим стопам. Мы виним в этом весь мир: себя – за то, что не справились, детей – за переходный возраст, Интернет – за то, что отвлекает, школу – за невнимательность. Разве о таком счастье родительства мы с вами мечтали? И если всех этих стараний и любви недостаточно, то что же тогда нужно?..

Спящие родительские инстинкты

Индийский философ Джидду Кришнамурти утверждал, что «понять взаимосвязь бесконечно важнее, чем составить план действий». Но ведь мы с вами только и занимаемся тем, что бесконечно планируем, анализируем и снова планируем жизнь.

Пожалуй, первым человеком, который публично призвал родителей не планировать, а включить интуицию и наладить связь с собственными детьми, стал доктор Гордон Ньюфелд – международно признанный авторитет в области психологии развития и теории привязанности. Он живет и работает в Канаде, возглавляет научно-образовательную организацию The Neufeld Institute. Большую часть своей профессиональной жизни Ньюфелд посвятил созданию взаимосвязанных теорий развития личности ребенка и обрел известность благодаря своим работам на темы агрессии и насилия среди детей и подростков. 

Вместе с врачом Габором Матэ, Ньюфелд написал книгу «Не упускайте своих детей». Авторы не стали в сотый раз повторять – что нужно делать родителям. Они рассказали – кем они должны стать для своих детей. А главной целью было – пробудить в читателях естественные родительские инстинкты.

Ньюфелд объясняет причины родительских неудач вовсе не переходным возрастом и не гороскопом. Причина банальна: «Дети учатся тому, как поступать, как выглядеть, каких ценностей придерживаться, какую культуру выбирать, каким нормам поведения следовать, не у родителей, учителей или других взрослых, а друг у друга. Этот феномен я обозначаю термином «ориентация на ровесников». Они говорят, одеваются и выглядят одинаково, они подражают друг другу во всем, начиная с внешности и заканчивая поведением и самооценкой. Результатом этого становится незрелость, культурное отчуждение и снижение обучаемости подростков, ранняя сексуальность, наркотические зависимости, рост агрессии, преступности и насилия среди детей. Родители встревожены, они чувствуют себя беспомощными, потому что развитие детей, кажется, больше не зависит от влияния взрослых».

Почему так вышло? Да просто изменился культурный контекст, в котором мы воспитываем своих детей. Зайдите в любой роддом, и первое, что вы там услышите, это «Мамочка, положите ребенка, не таскайте его все время на руках – потом будет за юбку держаться до школы». И мамочки послушно следуют совету. Потом сажают малыша в манеж, ходунки, в коляску, включают ему песенки и мульты, покупают планшеты – и радуются его «самостоятельности». Ура, мама может работать и общаться в Соцсети! Ура, папа может пить пиво и смотреть матч! Ура, мы свободны, потому что наш малыш очень самостоятельный! Ура, культура и общество больше не поддерживают привязанность детей к их родителям! Ура, теперь незрелые личности сами воспитывают друг друга! «Ориентация на ровесников» победила, родители проиграли… 

«Но разве мы не должны отпускать своих детей?»

– Вопрос, который задаст каждый «правильный» родитель. Конечно, это необходимо. Но только тогда, когда ребенок будет готов к самостоятельному посещению этого мира – без поддержки, совета, вдохновения. Когда он станет личностью, способной отличать желаемое от необходимого.

А пока… «Существует абсолютно необходимый, особый тип отношений, без которого воспитание лишено твердого фундамента. Девелопменталисты – психологи и другие исследователи, занимающиеся вопросами развития человеческой личности – называют их отношениями привязанности. Ребенок открыт для воспитательного воздействия со стороны взрослого, только если он очень сильно привязан к этому взрослому, стремится к контакту с ним, к близости…

Мы начинаем бояться, что наши дети застрянут на месте и никогда не вырастут. Возможно, мы думаем, что если мы хотя бы немного их не подтолкнем, они никогда не вылетят из гнезда. Люди в этом отношении не похожи на птиц. Чем больше детей толкают, тем крепче они цепляются – или, если им это не удается, отправляются в другое гнездо. Дети, которым не удается поддерживать близость с родителями, находят им замену…

Хорошая новость состоит в том, что природа на нашей стороне. Наши дети хотят принадлежать нам, даже если они этого не ощущают, и даже если своими словами или действиями демонстрируют нам обратное. Мы в состоянии вернуть себе роль наставников и воспитателей».

Это – опыт доктора Ньюфелда. И с ним трудно не согласиться.