Дети агрессивны от незнания, что можно поступить иначе

Откуда в поведении ребенка берется злость?

Чтобы агрессия не проросла в нашем чудесном семейном саду, ее нужно просто туда не пускать. Для этого много не надо – достаточно естественно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Последовательность действий – тоже важный момент. Ведь если вчера за драку в школе отец поощрил сына, а сегодня за тот же проступок дал ему подзатыльник, ребенок не будет точно знать – какова реакция родителей на его поведение. А такое непонимание легко может стать очередной причиной агрессии. 

Дайте ребенку понять, что он всегда может обсудить с вами свои поступки – объяснить их причины, поспорить и рассказать о своей ответственности. При этом каждый из вас может выразить свои отрицательные эмоции, но исключительно словами: «Я разозлился», «Я обижен», «Я расстроен». Научите его называть вещи своими именами и говорить о своих переживаниях. И со временем ему не понадобятся слезы, кулаки и ругательства. А пока это происходит, попробуйте быть внимательным и вмешиваться только в случае необходимости. К примеру, если… 

Он дерется. Если близкие по возрасту дети в одной семье регулярно устраивают драки – это вовсе не патология, а привычное явление. Поэтому лучшее, что могут сделать родители – не вмешиваться в детские «разборки». Ведь порой родительское вмешательство становится просто поводом для внимания, и чтобы обеспечить наказание сопернику, один из детей может специально провоцировать другого на драку. «Разложить конфликт по полкам» иной раз надо, но только после того, как все успокоились и готовы к обсуждению. Иногда ребенку нужно обычное сочувствие, и одно лишь ласковое слово способно снять его напряжение. Но иной раз доброго слова бывает недостаточно. Американский профессор психологии Джон Готтман описывает ситуацию, когда отец, чтобы успокоить и утешить заплаканную дочку, покачал ее и усадил посмотреть мультфильмы, но «не спросил девочку, что ее печалит и что она может предпринять здесь и сейчас, чтобы почувствовать себя лучше». А девочка поссорилась со своим братом и была сильно обижена и разозлена на него. В этом случае отцу надо было сказать дочери: «Ты не можешь ударить своего брата, но ты можешь поговорить со мной, когда тебя что-то беспокоит». 

Он портит вещи. «Разрушить все» малышу хочется от года и, примерно, до двух лет. И чаще всего это – не агрессивные проявления, а моменты творчества и создания новой реальности. Но ребенок может злиться и досадовать из-за обиды, и тогда в нем просыпается агрессия: он рвет или ломает любимую игрушку или гневно бросает ее на пол. Зависть или самоутверждение тоже могут породить желание уничтожать и разрушать. К примеру, на занятиях лепкой Маша не может создать такую же красивую поделку, как Таня. И тогда Маша разрушает Танин шедевр, чтобы успокоиться. Если «ломака» портит вещи специально, не стоит сразу их убирать из поля зрения и менять на целые – агрессору полезно увидеть обломки и оценить последствия своего поведения. А родителям необходимо мягко продемонстрировать свое недовольство. Если вы предпочтете не реагировать на порчу вещей, ребенок вполне может принять ваше молчание за одобрение. 

Он ругается. Бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе большинства детей – от родителей, других детей, соседей и даже киногероев. Причем, чаще всего ребенок не понимает значения брани. Ругать за «плохие слова» бесполезно, а запрет на произношение повысит их привлекательность. И тогда ребенок будет их использовать в ваше отсутствие, а о его «пополнении словаря» вы узнаете от воспитателя или учителя. Однако совсем уходить от темы ругательств не стоит. К примеру, если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, можно объяснить ему, что они употребляются людьми, которые не могут себя сдерживать и хотят разозлить другого человека. А вот если  ребенок услышал «плохое слово» от вас, следует сразу же извиниться, честно признать свою несдержанность и дать обещание держать себя в руках. 

Он делает себе больно. В минуты отчаяния девятилетняя девочка начинала царапать себя ногтями, а тринадцатилетний мальчик в момент ссоры с товарищем бился головой об стену… Ребенок не может объяснить, почему поступает так в подобные моменты, но понимает главное – боль его успокаивает. Такая аутоагрессия чаще всего бывает вызвана неуверенностью в себе и недостатком тепла и понимания. Чаще всего самоагрессия – демонстрация того, как ребенку плохо. И тогда достаточно лишь проявить к нему искреннее внимание. Но, конечно, если агрессия зашла слишком далеко – возможно, это признак психического заболевания. 

Агрессия – пожалуй, самое древнее человеческое качество. Именно оно помогло человеку выжить в жестких условиях естественного отбора, научило бороться с трудностями и побеждать. Без агрессии невозможен прогресс. Казалось бы, в условиях современной суперкомфортной цивилизации агрессия должна стать пережитком прошлого. Однако все обстоит наоборот: именно достигнув благополучия, мы все чаще встречаемся с ней. Часто малыш просто не в силах справиться с грузом разрушительных эмоций, которые накопились у него внутри. Его агрессия – это сигнал SOS и крик о помощи. Давайте научимся слышать эти сигналы и своевременно отзываться на них.