Будьте «адвокатом» собственному ребенку!

 С первого родительского собрания мамы в нашем классе разделились на два лагеря: тех, для кого учителя – это непререкаемые авторитеты, имеющие полную власть над детьми, и тех, кто каждую минуту и в любой ситуации несгибаемо заявляет, что «мой ребенок – лучше всех!». Казалось, что первые мамочки готовы раздавать оплеухи и подзатыльники своим чадам просто автоматически. По делу и без. Вторые, напротив, – даже когда стоило бы поругать за совсем уже вопиющий проступок, они читают любимую мантру – и о безгрешности своего чада, и о собственной безупречности. Как же найти баланс между пассивным соглашательством «учителю можно все» и небрежным родительским обобщением «не лезьте к моему малышу со своим воспитанием»?

Писатель и сценарист Алексей Беляков, часто затрагивает острые темы семьи и школы. Он не боится «антипедагогических» высказываний и абсолютно убежден: «Если нашего ребенка ругают в школе, мы совершенно не обязаны безоговорочно принимать сторону учителя.»

У ваших детей нет других «адвокатов», кроме вас, – считает Алексей. – Подумайте только… Разве педагогам всегда есть дело до тонких душевных вибраций вашего мальчика или девочки? У них – учебный процесс, проверка тетрадей, инспекторы из департамента образования и, конечно, – своя собственная семья. Не сделал «домашку»? Так делайте ее вместе. Хулиганил в классе? О, ужас, ужас… На самом же дела – нет ничего ужасного. Ужас будет тогда, когда вдогонку грозному учителю, над ребенком нависнет еще и наша родительская угроза. Если классный руководитель отчитывает наших детей, мы не должны делать то же самое. Тем более – прилюдно. Учительского гнева вполне достаточно.

«Ну что из тебя вырастет?..»

Мой двенадцатилетний Коля – не отличник. Но и не двоечник. Крепкий такой «хорошист» с одной распространенной особенностью. Он, как это часто называют, «периодически тормозит». Нет, не всегда и везде, а только в моменты, когда у него пропадает интерес и его одолевает скука.

Вот любим мы историю, коллекционируем книжки и солдатиков, а математику терпеть не можем. Скучно нам, потому и балансируем хронически по точным наукам между тройками и четверками, подтягивая по-максимуму все рефераты и пересдачи в конце каждой четверти. А раз мы не любим математику с физикой, то и заслужили у математички и физички кличку «тормоза и лентяя». В итоге на каждом родительском собрании я молчаливо сижу в горстке избранных пятерых мам, принесших на эту светлую планету «бессовестных и бесполезных лоботрясов». Мам, которые сами, по-детски, словно бедные овечки, начинают виновато произносить: «Вы нас простите, пожалуйста. Мы так больше не будем…»

Вот что делать с этим первобытным страхом перед учителями? Лучше всего – приучить себя говорить наедине с учителем – спокойно и деловито. Быть другом своим детям, а не сумасбродным родителем. И отправлять хотя бы иногда в школу мужа вместо себя, пусть не отлынивает. Между нами говоря, отцы действуют благотворно даже на учительниц с истеричным складом характера.

Не загоняйте своих детей под диван

И еще одна важная деталь. Не стоит после школьных собраний приходить домой и растягивать пытку для детей, которые итак пережили стресс. – советует Алексей Беляков. – Педагоги тоже устают и часто совершают ошибки. Ваш ребенок – лучший в мире. И точка. Учителя приходят и уходят, а ребенок с вами всегда.

«В наших семьях на ребенка почему-то набрасываются скопом, безжалостно. Мама, папа, если есть бабушка – и она тоже. Покричать мы все любим, есть в этом какой-то странный болезненный кайф. Но ничего полезного из этого ада дети не вынесут. Детям захочется спрятаться под диван и провести там всю жизнь. В семье всегда должен быть хотя бы один защитник, который обнимет ребенка и скажет остальным: «Хватит! Сейчас я поговорю с ним спокойно». Тогда мир для ребенка гармонизируется. Тогда вы и есть для него – семья, а он для вас – лучший в мире. Лучший. Всегда.»